Решила скопировать свой пост из ЖЖ
Давно хотелось написать несколько слов про книгу Дюморье. Не обольщайтесь - это не полноценная рецензия, скорее несколько замечаний и моих рассуждений о героях книги.
Должна сказать, что из всех персонажей книги мне более-менее была симпатична чета Беатрис-Джайлз и сама Ребекка. Миссис Денверс симпатии не внушала, а Макс и его вторая жена просто вызывали сильнейшее раздражение.
Макс вообще персонаж очень "на любителя". Начнем с того, что он слабак и немужик. Почему? Да какой же мужик позволит своей жене себя так застроить?! Ребекка сначала женила его на себе, а потом сломала за один разговор, ей даже стараться особо не потребовалось. Потом она много лет творила что хотела, а он страдал и терпел. С моей точки зрения такое поведение не заслуживает никакого уважения.
Идут годы – Ребекка творит что хочет, Макс страдает. Оппаньки - Ребекка узнает, что больна и ее ожидает долгая, мучительная смерть, которой она боится. Тогда она провоцирует Макса, чтобы он ее убил. Надо понимать, что тот выстрел – это было целиком решение Ребекки, Макс был полностью ею управляем. Она довела его до бешенства и умерла с довольной улыбкой.
То, что Макс существо слабое и жалкое подтверждает и вся его дальнейшая жизнь с героиней после пожара в Мэндерли. По его желанию они спрятались в маленький отель и ведут там полурастительный образ жизни, гуляют, она читает ему газетки и даже через десять лет боится вызвать у него страшные воспоминания, а то не дай бох дитятко заистерит и тяжкие думы омрачат его чело. Ну и как все это можно назвать? Я даже слов таких не знаю.
При этом я сильно сомневаюсь, что Макс любит свою вторую жену. Он скорее к ней привязан, он очарован собственным отражением в ее глазах. В них он видит себя сильным, властным, мужественным т. е. таким, каким он никогда не был. То, что он ее не любит косвенно подтверждает его совершенное к ней равнодушие. Я говорю не только про поведение на балу, но и в целом его отношение к ней. Девушка сходит с ума, чувствует себя несчастной, неуверенной, нелюбимой, а Макс то ли этого не замечает, то ли ему все равно. К слову сказать Макс дан нам взглядом героини, поэтому и некоторым читателям он кажется сильным и опытным, в то время как все его поведение свидетельствует об обратном.
Теперь про героиню. У нее как мне кажется большие проблемы, берущие начало в детско-родительских отношениях. Мы очень мало знаем о ее родителях, известно только, что она сирота. Но сам факт, что она влюбилась в сухого, холодного и закрытого человека, который на двадцать лет старше нее заставляет задуматься. Похоже на то, что Макс, который много выше ее по статусу и старше годами для нее является родительской фигурой. Это видно и из ее отношения к нему – робкие просьбы нелюбимого ребенка о внимании и как должное принимаемое отторжение. Вся любовь достается «старшей» жене Ребекке, а она готова довольствоваться жалкими крохами. Что характерно: героиня всегда отдает, а Макс берет. И героиню это нисколько не огорчает, напротив кажется естественным.
И вот героиня слышит от Макса, что он не любит и не любил «старшую» жену. Одного этого ей хватило бы, чтобы избавиться от многих страхов. А тут еще расследование, суд – ситуации, в которых Максу действительно становится нужна если не она сама, то ее помощь и участие. Неудивительно, что она расцветает и начинает командовать. Теперь она не нелюбимая «падчерица», а родной ребенок и в своем праве.
В самом конце романа их роли меняются, но незначительно. Теперь Макс то ли опекаемый преданной дочерью папаша преклонных лет, то ли капризный и избалованный сынок. Однако в целом расстановка «энергобаланса» между парой остается прежней – героиня отдает, Макс берет.